КАК ОТНОСИТЬСЯ К ИСЛАМУ ПОСЛЕ БЕСЛАНА?
Среди детей, плененных в бесланской школе, был 13-летний
Саша Погребов. «- Они (боевики. - Прим. авт.) с утра над нами стали издеваться.
Мы все раздетые сидели, и террорист увидел у меня крестик на шее. В это время
под окнами школы уже рвануло первый раз. Мальчишку потыкали стволом в грудь,
вминая крестик в худое тело, потом потребовали: «Молись, неверный!» Саша
крикнул: «Христос Воскресе!» И тогда бандиты стали бросать в переполненный
спортзал гранаты! Сашка понял, что терять больше нечего. Среди взрывов и криков
он что-то закричал, а что, и сам не вспомнит, и бросился в открытое окно. А за
ним побежала еще сотня детей» (так его рассказ передает «Комсомольская правда»
от 6 сентября).
Но даже если бы этого эпизода не было – все равно
пришлось бы сказать, что произошедшее в Беслане не просто преступление. Это
религиозное преступление. Ритуальное убийство. Убийство детей, совершенное с
молитвой и во имя веры террориста. С криком «аллах акбар» террорист убивает
людей, принося их в жертву своей религиозной идее.
Поэтому оценка этих, говоря юридическим языком,
«деяний», не может подниматься выше той планки, которую подчеркнул Патриарх
Алексий в своем послании к президенту президенту РФ В. В. Путину в связи с
массовой гибелью заложников в Беслане от 3 сентября: сатанизм («Сбросив все
маски, терроризм явил свое сатанинское лицо: поправ все святое, Бога не боясь и
людей не стыдясь, так называемые "борцы за свободу" подняли свои,
обагренные невинной кровью руки на детей»).
Христианин, принесенный в жертву сатанистом, безусловно
попадает ко Христу - к Тому, Кто никого не приносил в жертву Себе, но Себя
принес в жертву за всех. Таков был путь первых русских святых: мучеников
Феодора и Иоанна (память 12 июля по ст.ст). В 983 году – за пять лет до
Крещения Руси – киевские язычники принести в жертву своим богам сына Феодора –
Иоанна. Христиане не высказали своего согласия на это – и были убиты.
Этот эпизод стоит сопоставить с историей, имевшей место
в Константинополе в том же Х веке. Сегодня идут войны между армиями, вооружение
которых разделяют технологические пропасти: ракеты и роботы против ружей,
изготовленных в позапрошлом веке. Но в былые века качество вооружений воюющих
сторон было более–менее одинаково, равно как и тактика и физические качества
воинов. И поэтому победа зависела от желания ее достичь. Отчего же арабские
армии раз за разом одолевали войска римлян? Византийский император Никифор Фока
решил, что дело в более высоком религиозном духе арабов. Их религия обещает
каждому «шахиду», павшему на поле, немедленное вхождение в мусульманский рай с
гуриями (а для желающих и с юношами – «обходят их мальчики вечно юные» (Сура
56:17)). Конечно, такая уверенность в собственном спасении позволяла
мусульманским воинам проявлять бесстрашие перед лицом угрозы. Император решил,
что подобной верой надо воодушевить и своих воинов. И потому потребовал от
Константинопольского патриарха св. Полиевкта причислять к лику святых всех без
различия воинов, павших на войне с арабами. Патриарх (имя которого значимо и
для истории Руси: именно он крестил св. княгиню Ольгу) не только отказался, но
еще и ответил императору, что оставшиеся в живых воины только по снисхождению
допускаются к принятию Святых Таин, от которых они должны были бы отлучаться на
три года как пролившие кровь. Мотив Патриарха понятен: нельзя воевать без
ненависти. А ненависть опаляет душу. Как пожарник, бросившийся в огнь и спасший
ребенка, тем не менее получает ожоги и нуждается в лечении, так по смыслу
церковных канонов и воин, вернувшийся с войны, нуждается в духовном лечении и
покаянии, а потому и подлежит временному отлучению от Причастия…1. Что же
касается павших воинов, тот тут нельзя всегда быть уверенным в том, что
человек, погибший в бою, воодушевлялся в нем не злобой и жаждой мщения, а
желанием защитить своих любимых.
Но когда речь идет о павших без оружия в руках – тут религиозные
последствия более ясны. Особенно, когда в роли убийц выступают не бандиты и
воры, а люди чужой веры, убивающие христиан именно во имя этой своей веры.
Может быть, от имени Церкви пора провозгласить
анти-шахидскую «догму»: не шахид-террорист попадает в рай, но, напротив, люди,
убиваемые фанатиком сатанинской секты, приемлются Господом независимо от того,
как эти люди ранее жили на земле. Если Господь Промыслом Своим свел пути
сатаниста, который свое ритуальное убийство совершает над человеком, с самим
этим человеком, значит, Господь решил, что для этого человека именно такой
исход из земной жизни будет самым коротким путем в благую Вечность.
Такого рода уверенность нужна нам сегодня – чтобы
нейтрализовать главную бомбу, которую пробуют взорвать террористы в наших умах.
Они хотят взорвать наши умы страхом, парализовать нашу волю. Как же избавить
нас от комлекса затравленной жертвы, если смерть и в самом деле может быть
везде? Мужество может вернуть только религиозное мировоззрение. Потому что только
оно вообще способно избавлять от страха смерти. Только религия позволяет
смотреть через смерть – дальше. Без веры в Божий Промысел и в даруемую Им
Вечность сегодня уже затруднительно пересекать границы метро и аэропортов.
То, что раньше казалось только высокими словами (я имею
в виду рефрен церковной проповеди о том, что без веры не будет возрождения
России) сегодня стало психологически очевидным. Потому что если у тебя нет веры
в Промысл Божий, который или сохранит тебя, или через эти страдания введет в
Небесную славу, если у тебя нет такого доверия к Промыслу Божию, нет веры в то,
что со смертью тела взорванного ничего не кончается для твоей души, тогда ты
будешь парализован и будешь сидеть в каком-нибудь погребе за 101-м километром
от Москвы. Тогда ты станешь жертвой истории, а не ее творцом.
И еще - верующие заложники не будут умолять власти
исполнить любые ультиматумы своих палачей.
Конечно, когда я говорю о сатанинских наитиях,
обдержащих террористов, я не утверждаю, будто сатанизм – это оценка ислама.
Очень разные люди исповедуют ислам и очень по разному они переживают и
осмысляют свою веру.
Например, 6 сентября в московском метро ко мне подошел
мужчина с лицом, по которому принято догадываться о «кавказской
национальности». Он сказал, что нашел на улице нательный крестик и не знает,
что с ним теперь делать. Мой совет отнести крестик в храм он отклонил
следующими словами: «Я мусульманин. В ваши храмы заходить не могу. Но и
выбросить крестик совесть не позволяет. Возьмите его себе!». Сатанист так не
поступил бы. Он бы скорее с радостью растоптал крестик или отбросил бы его в
кучу мусора…
История преподносит неожиданные сюрпризы. Ну, кто бы мог
подумать, что в начале 21 века судьба человечества окажется в руках богословов?
А это и в самом деле так – правда, с тем уточнением, что речь идет о богословах
мусульманских. Исламская умма (церковь) устроена иначе, чем православная или
католическая церкви. Умма управляется учеными; личное образование значит
больше, чем прохождение через церемонию посвящения. Голос ислама – это голос
улемов – знатоков богословия (от араб. алим - знаток религии). Эти люди, не
менее 12 лет своей жизни посвятившие изучению Корана, получают право на его
публичное истолкование. И от них сегодня зависит, как будет истолкована кораническая
заповедь джихада. От них зависит, приложат ли они высокое имя «шахида»
(мученика) к террористам, взрывающим себя вместе с детьми «неверных», или же
назовут террористов террористами, самоубийцами и убийцами детей…
Мулла Омар (и не он один) поддержал теракт 11 сентября
2001 года в Нью-Йорке. Другие мусульманские авторитеты осудили этот теракт.
Неуютно, конечно, жить в мире, в котором о твоей жизни ведутся такие дискуссии,
но еще хуже было бы, если б этих дискуссий вовсе не было бы и исламский мир
сохранял бы средневековую монолитность мнений. А так мы можем находить
определенное утешение в созерцании этих дискуссий.
Как, например, перевести 5 аят из 47 суры Корана - «Бог
не допустит неудачи в делах тех, которые сражаются во славу Его»? Некоторые
исследователи Корана предлагают вместо активной активной глагольной формы
читать здесь пассивную форму: вместо каталю - читать кутилю, то есть вместо «те
которые убивают» – «те кто были убиты»2. Аналогично и в суре 22 (аят 40)
предлагается заменить активную форму на пассивную: юкаталюхум вместо юкаталюна;
«утверждение дано тем, которые убиты» вместо «утверждение дано тем, кто
убивает»3. До ХХ века большинство толкователей придерживались традиционного,
активного чтения; Джелаль-уд-Дин вообще считал этот стих первым местом Корана,
разрешающим джихад…4
Но должны ли мы быть просто зрителями этих дискуссий?
Или же можем принять в них участие? Государство может это сделать весьма
простым путем: создать такие условия, чтобы в российском информационном
пространстве звучали голоса тех, кто дает исламу миролюбивое толкование, и
ограничивать проповедь тех мусульман, которые настроены воинственно.
Как-то, желая сократить число своих «антиисламских
фобий», я взял в руки брошюру с замечательным названием - “О свободе научных исследований
в Коране”. Меня заинтриговало название этой книги, потому что оно трудно
соотносилось с моим представлением об исламе. Книжка оказалась
пропагандистской. Свобода исследований признавалась, но – только в рамках
исследования Корана. Свобода дискуссий доказывалась там таким примером. В
решающей битве арабов с персами тысячи персов были захвачены в плен. На военном
совете решался вопрос, что с ними делать. Одни предлагали пленных казнить.
Другие продать в рабство или потребовать у их родных выкуп. Победила точка
зрения, что их надо продать. Через пару дней один из генералов (Омар) увидел
пророка Магомета плачущим. На вопрос, почему он плачет, пророк ответил:
Всевышний ниспослал откровение: "Ни одному пророку не годилось иметь
пленных, пока он не производил избиения неверных на земле» (Коран 8,67). Так
что пленных надо было казнить. Далее автор брошюры комментирует этот эпизод:
мол, раз пророк Магомет не наказал того генерала, который принял неправильное
решение, то свобода дискуссий возможна... 5 Отчего-то этот пример меня убедил
скорее в обратном.
Исламские лидеры России политкорректно считают, что
терроризм от имени ислама есть прежде всего терроризм и потому по сути своей
есть антимусульманская деятельность. Но есть и иная позиция: «Конкретно использование
на российской территории женщин в качестве «шахидок» разрешили и даже
рекомендовали религиозные авторитеты – ваххабитские улемы (ученые) из
Саудовской Аравии, а на практике реализовал ваххабитский эмиссар – саудовский
«амир» Абу-аль-Валид» 6. А ваххабитский улем Салман аль-Ода, внедряющий через
интернет идею о соответствии канонам ислама самоубийственных террористических
актов в Чечне, являлся до недавнего времени деканом в саудовском исламском
университета "Умм аль-Кура", расположенном в Мекке 7.
Хотя бы поэтому телеинъекции на тему «у терроризма нет
национальности и религии», каждый раз с предсказумой очевидностьи вспыхивающие
после очередного теракта, просто глупы. Не инопланетяне же в конце концов
взрывают наши самолеты и школы! С этим «политокрректным» тезисом можно было бы
согласиться, если бы верующие мировых религий по очереди устраивали теракты. То
буддисты захватят школу и расстреляют в ней детей… То даосы взорвут самолет… То
христиане подорвут кинотеатр… Вот в этом случае можно было бы ограничиться
повторением банальности о том, что у каждого народа есть право иметь своих
подлецов… Но ведь все очевидно не так.
Может быть, терроризм – это следствие искаженного
понимания Корана. Но ведь – именно Корана, а не книги о Винни-Пухе. И у истоков
этого искажения стоят ученейшие исламские мужи (улемы), а не безграмотные
арабские скинхеды. Исламский мир роднят с миром террора не плохие ученики, а
отменные и популярные учителя! И если власти Саудовской Аравии только в мае
2003 года были вынуждены отстранить от должностей 1710 человек из духовенства –
значит, проблема не в одиночках. При таких масштабах террористическая проповедь
– это болезнь уже всего исламского сообщества. И еще одна причина
ответственности всего мусульманского мира за своих подонков в том, что
изряднейшая часть мусульманского мира считает террористов не подонками, а
героями.
Так что прав Юлий Ким:
Ислам, ислам…
Как это нам ни горько,
Но ты в ответе за Беслан
И за кошмар Нью-Йорка.
Мир ислама ответственен за исламский терроризм – хотя бы
тем, что отказывается увидеть эту свою ответственность.
В итальянской газете La Stampa об этом с горечью писал
отнюдь не итальянец, а мусульманин - Ибрахим Рефат: «Эхо бесланской трагедии
едва доходит до арабского мира. Его почти не слышно. Известие об ужасающем
количестве жертв ушло с первых полос газет и занимает лишь второе место в
выпусках новостей после традиционных сюжетов о церемониях в королевских дворцах.
Вопреки тому, что происходит в Европе, события, как эта бойня в Беслане, не
очень будоражат сознание масс. Конечно, были кое-какие критические выступления,
например шейха Аль-Азхара, лидера суннитов, который в пятницу обвинил
террористов в том, что они используют ислам в качестве прикрытия. И все же
исламские теологи в последние дни больше были заняты изданием фетв на тему:
можно или нельзя убивать западных заложников в Ираке. В арабском и исламском
мире большинство по-прежнему отказывается задуматься и проанализировать
произошедшее. Единственным интеллектуалом, который порвал круговую поруку, был
директор канала Al Arabiya Абдель Рахман ар-Рашед. В статье в издающейся в
Лондоне арабской газете Al-Sharq al-Awsat он выступил с повинной: "Давайте
скажем горькую правду: все террористы в мире – мусульмане. Мы, мусульмане, не
сможем обелить наш имидж, если не признаем этот постыдный факт". Однако
такие слова уходят в пустоту, потому что арабские лидеры никогда не признают,
так же как никогда не признает исламское духовенство и сами интеллектуалы, что
зло заключается в фанатизме, который разъедает арабское общество. Элита, до сих
пор отрицающая, что 11 сентября устроили арабы, не может этого сделать. И,
следовательно, не признают это и простые обыватели ближневосточных городов,
свыкшиеся с проявлениями насилия, которое налагает отпечаток на их повседневную
жизнь. Разум этих людей уже пропитан бредовыми речами имамов, которые призывают
отвергнуть "другого", немусульманина, называя его просто
"неверный", "кафир". А ближневосточные СМИ, включая
государственные, в свою очередь, способствовали расширению масштабов этого
этноцентризма, изображая злоключения арабов и мусульман как единственную форму
несправедливости на этой земле. По их мнению, жертвы живут только в Палестине,
Ираке, Кашмире, Чечне. А палачи, подстрекаемые "сионистами", живут
только на Западе» 8.
Да, сегодня «все террористы – мусульмане», но все же не
все мусульмане – террористы. И об этом тоже не стоит забывать. Как и том, что
среди детей, погибших в бесланской школе, было немало мусульман. Оттого и на
«школьном кладбище» соседствуют кресты и столбы. С точки зрения террористов
бесланские дети были плохими мусульманами – не-ваххабитами (ваххабизм объявлет
«неверными» мусульман иных толков) 9.
Фанатизм и нечувствие к чужой беде – болезнь исламского
мира. Но эта их болезнь оборачивается болью для нас, их соседей по планете (да
уже и по улице). Поэтому и приходится нам пробуждать чувство сопричастности,
вины и ответственности в мусульманах. Не в терроризме виноват ислам, а в том,
что недостаточно яростно защищает свою святыню – Коран – от фанатичных
перетолкований.
И еще одна вина исламского мира – в том, что он
позволяет использовать себя. Мало сказать, что в исламских университетах
ковалась идеология «Аль-Каеды». Заказ-то на эту «ковку» поступил из региона, от
которого Ближний Восток весьма удален. А потому можно сколько угодно долбать
ракетами по афганским пещерам, иракским домам и чеченским лесам, но мозг,
управляющий исламским терроризмом, это нимало не затронет – по той причине, что
этот мозг находится за пределами исламского мира. Я убежден, что стратегическое
планирование терактов, совершаемых от имени ислама, совершается в западном
мире.
Силы, равно ненавидящие и мусульман и христиан, пробуют
стравить нас друг с другом. Нет, не думайте, что я сейчас заведу речь о евреях.
Говорить о том, что Израиль контролирует исламский терроризм, допустимо только
в сумасшедшем доме. Речь идет об архитекторах «нового мирового порядка».
«Новый мировой порядок» – это удивительное сочетание
неслыханной ранее свободы и неслыханного ранее контроля. В истории бывали
островки вольницы и ледники тирании. Но чтобы и то другое сосуществовало
одновременно и применительно к одним и тем же людям – такого еще не было. Новый
мир глобализации предоставляет людям абсолютную свободу в передвижении, в смене
работы, в бизнесе, в выборе мировоззрения, в определении собственного стиля
жизни. Есть знаменитая цитата Жака Аттали, который был в начале 90-х годов
президентом Всемирного банка, сказавшего, что общество будущего - это общество
намадов (кочевников), т.е. людей, которые не связаны ни семейными, ни
религиозными, ни профессиональными привязанностями, ни корнями, но, как и
деньги, свободно перемещаются туда, где это выгоднее, не имея никаких
пристрастий.
Но все это в сочетании с абсолютным же контролем за
каждым твоим шагом и с установлением неотвратимой ответственности за неверные
шаги. Миллионы видеокамер наружного наблюдения, постоянный электронный учет
каждой покупки и каждого передвижения, отслеживание телефонных разговоров,
электронной почты и контактов превращает всех жителей «цивилизованных стран» в
пожизненных участников «реалити–шоу».
Этот поворот означает отход от той идеологии, которая
вела западный мир последние три столетия. Идеология Просвещения и либерализма
утверждала, что права человека выше всего. Под лозунгом "борьбы за
индивидуальную свободу" разрушалось все сверхиндивидуальное. Этим тараном
были снесены опоры христианского общества. Поэтапность действий нам хорошо
знакома: «Весь мир насилья мы разрушим, а затем мы наш, мы новый мир
построим…». После замены прежних конструкций наступает пора подумать о
фиксировании и увековечивании новых.
Когда люди всерьез укрепляются у власти, тогда у них
начинаются меняться некоторые представления. Я помню, как летом 1993 года шли
столкновения красных демонстрантов - пенсионеров и ветеранов, ограбленных
Гайдаром и Чубайсом - с ельцинскими омоновцами. Зашел я тогда в
"Московские новости" к знакомому редактору, и по хлоуд беседы он
говорит мне: "Скажи, ты бываешь в воинских частях, с офицерами
встречаешься, какие у них настроения?" - "Анти-ельцинские
настроения". Секундное молчание – и вывод: "А ты знаешь, мы все-таки
неправильно раньше настаивали на введении в законодательство понятия «преступный
приказ». Все-таки мы были неправы. Я все же думаю, что офицеры и солдаты должны
выполнять любой приказ! И если приказывают стрелять в толпу – они должны это
делать!». Это было летом 1993, и все мы помним, чем это кончилось в октябре…
Сегодня, мне кажется, подобная переориентация происходит
в глобальном масштабе. Люди, которые пришли к власти под лозунгами "прав
человека", сегодня осуществляют поворот в другую сторону: свою наконец-то
обретенную власть надо "зацементировать", увековечить. А чтобы увековечить
власть новых «ценностей» и элит, надо выбить из людей тот дух диссидентства,
который прежде эти самые новые элиты и насаждали в массах. Как же убедить
западного обывателя отказаться от столь возлюбленной им личной свободы? Надо
среди его прав выделить самое главное право – «право на жизнь». И пояснить, что
именно этот «король» оказался под вечным шахом. А, значит, пришла пора
приносить жертвы. Чтобы человек почувствовал угрозу своей жизни – эта угроза
должна подышать ему в лицо. Для этого надо ее создать и предъявить миру.
И когда страх начинает пронизывать все поры общества,
тогда можно сказать: "Люди, мы можем вас спасти! Но, для этого позвольте
надеть на всех вас ошейники!" В 80-е годы это делалось с помощью мифа о
всесилии наркомафии: электронные кредитные карточки нужно вводить вместо денег,
чтобы не было "черной наличности", которую потом самолетами увозят
наркобароны в Латинскую Америку. А в 90-е годы образ врага сменился: теперь это
не наркобароны из Латинской Америки, а исламские террористы. Ну, а вывод все
равно тот же самый: все равно, давайте избавляться от наличных денег, давайте
жить под видеокамерами, давайте прекратимся в легко наблюдаемые (а впоследствии
- в легко и управляемые) объекты.
Угроза из Колумбии заменена на угрозу из Аравии. Угроза
экстраординарная – и меры для ее устранения должны быть необычными: раз враг
может оказаться везде и врагом может стать любой, то нужна тотальная слежка за
всеми.
Так что среди грехов мусульманских террористов есть еще
и грех слепоты: они не заметили, в чьих руках они стали марионетками.
Прошу отметить модальность моей речи: я говорю об этом
не как о факте, а как о моем ощущении. Доказательств этому тезису у меня нет.
Кроме, пожалуй, одного: отсутствие терактов в США после 11 сентября 2001 года.
Именно США более всего досаждают исламскому миру. Значит, именно туда и должны
были бы быть направлены стрелы ответного гнева. Но нет – за морем все спокойно.
А вот Россию медленно, но верно превращают в
прифронтовое государство, защищающее встревоженную Европу от растревоженного
исламского мира 10. И президент уже произнес это слово: «война». А на войне как
на войне: на войне не бывает атеистов. Что бы ни замышляли архитекторы «нового
порядка», у Бога свой план. И может быть Россия, которая в 90-е годы выбор
между тележвачкой и верой сделала в пользу жвачки, теперь, в военных условиях,
все же поймет необходимость обретения веры.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. О епитимье воинам см. также: преп. Феодор Студит.
Послания. кн. 1. М., 2003, с. 178. 13-е правило св. Василия Великого предлагает
на три года отлучать от причастия воинов, убивших на войне, а 55-е его правило
отлучает от причастия и тех, кто силой меча сопротивлялся разбойникам. Более
того, в XII веке при патриархе константинопольском Константине Хлиарине собор
постановил, что убивающие разбойников как при защите, так и ради общей пользы
по призыву других, должны подвергаться такой же епитимье, какой подлежат
совершающие убийство на войне, а тот, кто убивает разбойника при полной
возможности избежать его нападения, должен подвергаться более строгой епитимье
(см. Правила святых апостол и святых отец в столкованиями. М., 2000, с. 325).
2 Обсуждаемое место (сура 47. Мухаммад) так звучит в
переводе И. Крачковского: «У тex, кoтopыe нe вepoвaли и yклoнилиcь oт пyти Aллaxa,
Oн нaпpaвит в зaблyждeниe дeлa иx. A y тex, кoтopыe yвepoвaли и твopили блaгиe
дeяния, и yвepoвaли в тo, чтo былo ниcпocлaнo Myxaммaдy, - a этo - иcтинa oт иx
Гocпoдa, - Oн зaглaдит дypныe дeяния и yпopядoчит иx cocтoяниe. Этo - зa тo,
чтo тe, кoтopыe нe вepoвaли, пocлeдoвaли зa лoжью, a тe, кoтopыe yвepoвaли,
пocлeдoвaли зa иcтинoй oт иx Гocпoдa. Taк пpивoдит Aллax людям пoдoбия иx! A
кoгдa вы вcтpeтитe тex, кoтopыe нe yвepoвaли, тo - yдap мeчoм пo шee; a кoгдa
пpoизвeдeтe вeликoe избиeниe иx, тo yкpeпляйтe yзы. Либo милocть пoтoм, либo
выкyп, пoкa вoйнa нe cлoжит cвoиx нoш. Taк! A ecли бы пoжeлaл Aллax, Oн пoмoг
бы Ceбe пpoтив ниx, нo (этo для тoгo, ) чтoбы oдниx иcпытaть дpyгими. A y тex,
кoтopыe yбиты нa пyти Aллaxa, - никoгдa Oн нe coбьeт c пyти иx дeяний: Oн
пoвeдeт иx и coxpaнит в пopядкe иx cocтoяниe и ввeдeт иx в paй».
3 Перевод Крачковского: «Пoиcтинe, Aллax нe любит
вcякoгo измeнникa, нeвepнoгo! Дoзвoлeнo тeм, c кoтopыми cpaжaютcя, зa тo, чтo
oни oбижeны... Пoиcтинe, Aллax мoжeт пoмoчь им» (Сура 22, 39-40).
4 Цветков П. Джихад в Коране и в жизни // Миссионерское
обозрение. 1912, № 9, сс. 814-815.
5 Хусейн Хамид Хасан, президент Всемирного исламского
университета. Свобода научных исследований в исламе. Б.м.б.г. Сс. 35-37.
6 Игнатенко А. Индустрия самоубийства // Независимая
газета 2.09.2004.
7 Игнатенко А. Миссия невыполнима? Власти Саудовской
Аравии начали бороться против религиозного экстремизма // Независимая газета
18.06.2003
8 Ибрахим Рефат. Большинство арабов безразличны к осетинской
трагедии. http://www.inopressa.ru/lastampa/2004/09/07/12:57:00/arab
9 «В ходе контртеррористических мероприятий в конце мая
с.г. были арестованы несколько улемов - Али аль-Худейр, Ахмад аль-Халиди, Насир
аль-Фахд. В саудовских СМИ их называют "такфиритская троица" (салюс
такфири), потому что они в своих фетвах объявляли "неверными" (это
называется такфир) своих единоверцев, которые в чем-то отклонились от того, что
эта "троица" считает истинным исламом. А против "неверных"
(то есть подвергнутых тафкиру мусульман, а также всех немусульман - христиан,
иудеев и т.д.), утверждали они, обязателен вооруженный джихад» (Игнатенко А.
Миссия невыполнима? Власти Саудовской Аравии начали бороться против
религиозного экстремизма // Независимая газета 18.06.2003). Этот свой «джихад»
замечу, эти улемы вели на территории Саудовской Аравии, взрывая дома с
иностранцами и не считаясь с жертвами среди арабского обслуживаюшего персонала.
10 А еще отмечу, что по свидетельству посла России в
Германии (интервью показано в утренних «Новостях» первого телеканала 7
сентября), в немецкой прессе из волны терактов в России делают вывод, что
Россия уже не в состоянии самостоятельно обеспечить контроль над своей
территорией. Кажется, нам готовы оказать не только гуманитарную помощь. НАТО не
прочь «помочь» нам установить контроль над нашей же страной.